О БРАКЕ И РАЗВОДЕ Печать E-mail
Автор И.С.Проханов   

О БРАКЕ.

I.   Брак есть Божие установление.

      Очень распространен взгляд на брак, как на чисто человеческое установление юридического или физиологического происхождения. Вопреки сему Библия учит, что брак есть Божие установление. Эта истина ясно изложена на первых же страницах Библии, в рассказе о том, как Бог провозгласил, что человеку нехорошо быть одному, и как Он создал для первого человека жену и благословил Адама и Еву для совместной жизни (Быт. 1, 27— 28; 2, 18 — 24).
      В этих главах Библии высказаны основные начала брака: 1) характер брачного союза: „оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть" (2, 24) и 2) цель брака: „плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся на земле" (1, 28).
      Господь Иисус Христос повторяет эти основные положения брака (Матф. 19, 5; Марк. 10, 7 — 8) и с Своей стороны разъясняет, что брачущихся сочетает не человек, а Сам Бог (Матф. 19, 6).
      Но если бы даже в Библии не было высказано приведенных истин о браке, человек должен все-таки признать его за Божие установление на основании указаний разума.
      Брак основан на различии строения тела мужчины и женщины, а это различие в организмах не есть — и не могло быть — делом рук человеческих. Оно является делом рук Того, Кто сотворил всю вселенную и самого человека. Таким образом, брак есть установление Божие в такой же мере, как и устройство земли, неба и всего существующего.

II.   Брак есть союз одного мужчины и одной женщины.

      Это ясно из слов (Быт. 2, 24): „и будут два — одна плоть". Эти слова поясняет Христос (Матф. 19, 5 — 6): „и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть."
      Один мужчина и одна женщина соединяются в браке и образуют одну плоть. Истинный брак есть чистейшая моногамия (однобрачие). Здесь и речи не может быть о соединении мужчины с двумя или многими женщинами, или одной женщины с двумя или многими мужчинами, т. е. — о многоженстве или о многомужестве. Если же мы читаем о случаях многоженства в книгах Ветхого Завета, то они происходили только вследствие того, что закон был "ослаблен  плотью" (Римл. 8, 3) и „жестокосердием" людей. (Матф.  19, 8).

III.   Брак есть троякий союз.

      Библия учит, что брак есть троякий союз:
      1)  физический (телесный), что ясно из слов: „двое — одна плоть" и „плодитесь и размножайтесь";
      2)  юридический — имущественный, что видно, например, из книги Руфь, где Вооз, женясь на Руфи, вместе с тем восстанавливает удел умершего ее мужа (Руфь, 4 гл). Само собою разумеется, что условия имущественного союза определяются обычаями и законами данной страны, хотя в идеальном христианском брачном союзе муж и жена должны иметь одну плоть, одно сердце, одну душу и, конечно, одно имущество;
      3)  но по учению Библии, брак прежде всего есть союз—нравственный. Прежде, чем были произнесены cлoвa во 2-ой главе книги Бытия о плотской стороне брака („два - одна плоть", ст. 24), Бог указал на вред одиночества для человека, на необходимость помощи; и так как природа человека богоподобна, то самая помощь и помощница должны рассматриваться здесь с нравственной стороны.
      В самом обыкновенном браке есть нравственная сторона, которая заключается во взаимном обмене мыслей и чувств супругов, в дружеском совете  о всех делах, в увещании и наставлении к безошибочным поступкам. Это может быть у людей совершенно неверующих. Но у христиан ко всему этому добавляется еще более важный духовный элемент, т. е. совместное исполнение супругами их обязанностей к Богу, их параллельная вера, совместная молитва и т. п.
      Эти стороны брака основаны на трех видах любви супругов.
      1)  Любовь физическая (телесная, плотская).  Без любви физической мужа к жене  не может быть исполнена цель брака, и потому не может быть истинногo брака.  Без любви  физической брак при самых лучших нравственных отношениях супругов превращается в самую простую дружбу. Учение о браке без физической   любви,  на  основах брата и сестры, искажает самую идею брака и противоречит учению Апостолов (1  Кор. 7,  1—5).
      Но с другой стороны, и то истинно, что если брак основан только на физической любви без нравственной или духовной связи между супругами, то он превращается в простое сожительство.
      2)  Любовь нравственная — любовь к жене, как к человеку, которая должна выражаться в заботе о ее душевном спокойствии и счастье и в стремлении постоянного дружеского общения с женою.
      3)  Любовь духовная, которая возможна только у верующих и которая основывается на постоянном сознании, что муж и жена, как чада Божии, суть брат и сестра, что жена для мужа есть в то же время сонаследница благодатной жизни. Эта любовь должна выражаться во взаимной молитвенной поддержке в деле спасения.
      Эта нравственная и духовная стороны брака особенно сильно оттеняется Апостолами   (1 Кор. 7, 39; Эфес. 5, 24 — 33;   1 Петр. 3, 1-7).    Основы, такого союза суть: любовь друг к другу по примеру Христа, сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, молитва, помощь друг другу в деле спасения (1 Петр. 3, 1; 1 Кор. 7, 16). Духовная сторона брака уподобляется союзу Христа с Его Церковью (Эфес. 5, 32). Эти три вида любви, соединяясь вместе, создают одну могучую неразрывную любовь, которая не может быть потрясена никакими огорчениями или печалями жизни, ни нищетою, ни искушениями или даже кончиною одного из супругов. Эта любовь крепче смерти.

IV.   Брак есть союз равных.

      Первый брак на земле, Адама и Евы, был брак равных.
      Это видно из самого процесса творчества.
      Бог ничего не делает без разумной и благой цели для человека. Он не создал Еву из головы Адама, чтобы она не властвовала над ним; Он не взял ее из ног Адама, чтобы он не смотрел на нее, как на нисшее существо. Он сотворил ее из ребра, чтобы дать понять ему, что она равна ему. То, что она названа „помощницей", не должно толковать в смысле подчиненного слуги, а в смысле равноправного товарища или друга. Ведь Давид очень часто называл Господа Бога своим Помощником, а ведь Он неизмеримо выше Давида (Пс. 93, 17; 45, 2).
      Но мы встречаем в Библии  много  выражений, которые как бы противоречат равенству мужа и жены в браке.
      Уже в Быт. 3, 16 говорится: „он (т. е. — муж) будет господствовать над тобою". Не надо, однако, забывать, что это было сказано после грехопадения .
      После грехопадения изменилась и земля, и все, что на ней. Изменился и брак.
      Поэтому вполне понятны и другие примеры из Ветхого Завета, говорящие о подчиненности жены мужу.
      Но Христос пришел для  того, чтобы обновить все; Он обновляет самый брак, приводит его к первоначальному  его  значению и даже  возвышает его.
      Однако, и после Христа, в посланиях Апостолов мы встречаем выражения, как будто противоречащие равенству мужа и жены в брачной жизни.
      Так, Ап. Петр (1 Петр. 3, 1)  пишет: „жены, повинуйтесь своим мужьям".
      Ап. Павел говорит (Эфес. 5, 22): „Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу" и (Кол. 3, 18): „Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе".
      „Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии" (1 Тим, 2 11 — 12) и т. п.
      Для того, чтобы понять эти повеления Апостолов, нужно припомнить общий характер новозаветного учения Христа.
      Христос, пришедший в мир не для того, чтобы Ему служили, а чтобы послужить другим, учил Своих  последователей:   „кто хочет между вами быть большим,   да   будет   вам   слугою;   и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом" (Матф. 20, 25 — 27).
Ап. Петр говорит: „Служите друг другу" (1 Петр. 4, 10) и Ап. Павел (Гал. 5, 13) повторяет то же самое.
      Мало того, Ап. Павел советует всем верующим — „почитать один другого высшим себя" (Фил. 2, 3); „повиноваться, друг другу в страхе Божием" (Эфес. 5, 21).
      Если все верующие должны повиноваться друг другу в страхе, а наибольшие должны быть слугами и рабами наименьшим, то вполне естественно, что жены должны повиноваться мужьям своим, как Господу.
      Но из этого не вытекает идеи рабства жены к мужу, как это не может вытекать из того положения, что верующие должны повиноваться друг другу.
      Здесь говорится о повиновении любви, которая не спрашивает, кто первый и кто последний, а которая радостно и охотно делает для любимого человека все, что в ее силах.
      Что это так, — подтверждается общим смыслом учения Христа и Апостолов, которое устанавливает одинаковую ценность души мужчины и женщины в деле спасения (во Христе „нет мужеского пола, ни женского"—Гал. 3, 28).
      Но кроме того, тот же Ап. Петр, который писал о повиновении жен мужьям, советует им (1 Петр. 3, 7) так „обращаться благоразумно с женами, как с немощнейшими сосудами, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было препятствия в молитвах". Честь можно оказывать только высшим себя, и это именно подразумевается в словах Апостола.
      Нельзя отрицать того, что слово Божие называет мужа главою, но в каком смысле. Этот смысл связан с особенностями организма мужчины. Мужчина более силен физически и потому должен быть покровителем жены, а также вождем ее. В силу этого, на него возлагаются особые обязанности и особая ответственность. Он должен „питать и греть" жену (Эфес. 5, 29). Он должен любить ее, как самого себя, как „свое  тело" и даже больше  того: „как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" (там же, ст. 25), т. е. муж должен любить жену свою больше себя, должен быть готов во всякий момент положить свою жизнь за нее. Отсюда ясно, что  обязанности мужа не менее трудны, чем обязанности жены, и в этом отношении они равны.

_______

Брак верующих.

      Верующий в Господа находится в сыновних отношениях к Нему. Он принадлежит к „народу особенному", и должен иметь общение с подобными себе.
      Это прекрасно выразил Ап. Павел (2 Кор. 6, 14—15): „Не преклоняйтесь под чужие ярмо с  неверными.    Ибо какое общение праведности с беззаконием?  Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром (С еврейского — сатаной)? Или какое соучастие верного с неверным?".
      Этот принцип применялся к браку с самого начала ветхозаветной истории. Это означало, что член народа Божия не мог вступить в брак с лицом, не принадлежащим к народу Божию.
Бог не хотел, чтобы сыны Божий брали себе в жены дочерей человеческих (Быт. 6, 1 — 5). Бог торжественно заповедал народу Израильскому (Исх. 34, 11 — 16) не брать своим сынам в жены дочерей иноплеменных народов, чтобы они, „блудодействуя вслед богов своих", не ввели и их в „блужение богов своих". То же сказано и во Втор. 7, 1 — 6, и др. местах.
      Жены из других племен действительно приводили Израильтян к идолопоклонству (Числ. 25;   Ездра 9 и  10 главы; Неемия 13,  23 — 25)   и   т. п.
      В Новом Завете Апостолы приводят тот же взгляд, — верующий может вступать в брак, но только в Господе.
      В „Господе" означает, прежде всего, — „по вере в Господа", т. е. если одна сторона верующая, то и другая должна быть верующая.
      Затем это означает, что начало брака должно быть в Господе, т. е. человек должен иметь желание для брака не плотское, а святое, исходящее от Господа.
      В браке наших прародителей замечательно то, что Бог не сразу создал жену Еву, но прежде всего велел, чтобы все животные прошли мимо Адама; чтобы   он, называя их именами, увидел, что все они   имеют  свои  пары, а он не имеет никого, „соответственного ему", и чтобы он сам получил желание к сему. Только возбудив желание в Адаме, Бог . создал Адаму помощницу — Еву.
      Если Бог не дал жены Адаму, пока у него не явилось желание, тем более мы не можем одобрить какой-либо брак без добровольного желания обоих участвующих в браке лиц.
      Кроме того, это желание должно быть не плотского характера, т. е. не похотью и не расчетом. Это необходимое условие, чтобы Бог мог благословить брак.
      Затем мы видим, что не Ева сама подошла к Адаму и не Адам ее привел к себе, а Бог привел Еву к Адаму, т. е. Адам получил жену из рук Божиих.
      Брак вполне  совершен только тогда, когда  муж выпрашивает себе жену у Господа и жена также (Быт. 24 гл.).

Смешанные браки.

      Но если одна сторона уверует, а другая остается неверующей, то слово Божие учит, что верующая сторона должна считать свой брак святым и нерушимым и продолжать жить в нем.
      По этому поводу Апостол говорит так (1 Кор. 7, 12 —14) „если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним,  то он  не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим)".
      Если сопоставить это с тем, что сказано выше, то получится следующее: верующий не может жениться на неверующей, но  если он женат  уже, то  их нельзя разводить, ибо брак освящается верующей стороной.
      Здесь есть некоторое противоречие, хотя и кажущееся. С этим связан очень тяжелый практический вопрос. Что делать, если к Церкви обращается верующий с просьбой — повенчать его с неверующей? Если обвенчать их, это значит, просто признать, что безразлично — женится ли верующий на неверующей или на верующей.
      С другой стороны, если отказать в венчании, то это будет несправедливо, ибо мы не отказываем в венчании даже совершенно неверующим. Здесь. может быть такой выход: мы можем признавать брак верующего  с неверующим проступком его не против Церкви, а против себя самого, ибо самый брак его не делается нечистым, так  как верующая сторона освящает его. В этом браке  только есть опасность  для  верующего — поддаться   влиянию неверующей супруги и отпасть от Господа. Поэтому, в таких случаях, можно увещевать верующего, поставить ему на вид всю опасность его шага и необходимость для него — не   поддаваться влиянию супруги, а наоборот, — приобрести ее для Господа (1 Кор. 7,  16).
      В этом случае много зависит от духовного состояния верующей половины.
      1)  Если Церковь убеждена, что побуждения верующей половины чисты и что кроме того, что другая половина хотя и не состоит членом общины, но близка к Господу, то Церковь, сделав должное увещание верующей стороне, может обвенчать таковых, "не налагая на верующую сторону никакого наказания, но с тем, что если появятся первые признаки семейного несогласия или какие-либо неправильности, то на верующую сторону налагается наказание по слову Божию, т. е. — замечание или отлучение.
      2)  Если духовное состояние верующей стороны невысокое, а неверующая сторона  близка к Господу,  то Церковь может поставить ее на замечание и все-таки совершить бракосочетание, с соответствующим словом наставления.
      3)  Если духовное состояние верующей стороны низкое или, вообще, неудовлетворительное, а другая сторона не только не близка к Господу, но совершенно чужда или даже враждебна вере и Евангельскому учению, то Церковь может отлучить верующую сторону и затем совершить бракосочетание, с соответствующей молитвой и наставлением.

 

О РАЗВОДЕ

А.   Развод в других христианских церквах.

      Прежде, чем решать вопрос о разводе на основании Свящ. Писания, следует осветить, в каком положении находится этот вопрос в других церквах России и главным образом - в Православной и протестантских церквах.
      В Православной церкви в России существуют следующие причины для признания браков недействительными;
      1) брак, совершенный по насилию или в сумасшествии одного или обоих брачившихся;
      2) брак в близких степенях родства;
      3) брак лиц, состоявших в браке нерасторгнутом;
      4) брак лиц, разведенных с запрещением вступать в брак;
      5) брак лиц, недостигших законного возраста (18—16; 15 —13), перешедших за 80-летний возраст или вступивших в 4-ый брак.
      Законными  причинами для  развода в Православной церкви   признаются:
      1)  доказанное прелюбодеяние одного из супругов;
      2)  неспособность одного из супругов к брачному сожитию;
      3) присуждение одного  из супругов к наказанию, соединенному о лишением вcex прав состояния, или  к ссылке  с лишением всех особенных прав и преимуществ;
      4) безвестное отсутствие одного из супругов.
      В Евангелическо-лютеранской и Евангелическо-реформатской церквах законными причинами к разводу признаются:
      1)  прелюбодеяние;
      2)  злонамеренное оставление супруга или супруги;
      3)  долговременная болезнь; более пяти лет продолжающаяся,  хотя и непроизвольная отлучка одного из супругов;
      4)  физическая неспособность к сожитию;
      5)  неизлечимая прилипчивая болезнь  или  прилипчивая и крайне отвратительная ;
      6)  сумасшествие;
      7)  развратная жизнь;
      8)  жестокое и угрожающее опасностью жизни обхождение;                               
      9)  доказанное судебным порядком намерение лишить супруга или супруги чести, свободы, должности или ремесла;
      10) преступления, подвергающие смертной казни,  крепостному  и тяжкому тюремному заключению, также пороки противоестественные.

Б. Развод у Евангельских христиан.

      Евангельские христиане решают этот вопрос, как и все другие вопросы, — исключительно на основании слова Божия.
      Прежде всего должно отметить, что при решении этого вопроса нельзя обращаться к Ветхому Завету, где развод был введен, как ослабление первоначального закона (Матф. 19, 7 — 9).
      Можно только  принять  во  внимание   1 и 2 главы Бытия (до грехопадения), где указаны первые основы брака.   В этих славах ясно указано на т что брак является самым тесным союзом между людьми; органическим союзом "и будут два — одна  плоть", т.е. одно тело.    Но если вы  разрубите тело, то прекратится   жизнь. Развести брак то же самое, что разрубить тело.
      Отсюда   заключение,   что   пока   муж  и  жена   во   плоти,   они  должны   быть "одно", и разводиться не могут.
      Христос, объясняя эти слова говорит, что так как брак сочетается Самим  Богом, то он не должен расторгаться людьми (Матф.  19, 6).
      Можно ли, однако, эти слова понимать безусловно, как отрицание всякой возможности развода?
      Посмотрим ближе.
      При этом нужно различать два случая: 1) когда оба супруга принадлежат к числу верующих, т. е. оба одного вероисповедания, и 2) когда одна сторона верующая, а другая неверующая, т. е. смешанный брак.

1. Развод в случае, если оба супруга принадлежат к одному вероисповеданию.

      В Римл. 7, 1 — 4 Ап. Павел говорит:
      „Разве вы не знаете, братия, — ибо говорю знающим закон, — что закон имеет власть  над человеком, пока он жив?  Замужняя женщина привязана законом к живому  мужу, а если   умрет муж, она освобождается от закона замужества.  Посему, если при живом муже выйдет  за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона и не будет прелюбодейцею, вышедши за другого мужа. Так и вы, братия мои, умерли для  закона  Телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых".
      B этом месте Апостол не допускает, чтобы женщина при живом муже могла выйти замуж - за другого, называя ее в том случае прелюбодейцею. Отсюда как бы вытекает то заключение, что развод невозможен ни при каких условиях, пока муж жив, Но, ведь, здесь говорится об обыкновенном муже, не впавшем ни в какой грех, на совершившем прелюбодеяния; конечно, как при таком муже может выйти женщина за другого мужа?
      Ап. Павел здесь берет нормальный брак, при нормальной жизни супругов, так как его цель пояснить отношения души к закону и ко Христу. Ему не было нужды   брать   здесь   исключительный   случай, когда муж жив,  но впал в прелюбодеяние; тогда он сказал бы другое.
      В 1  Кор. 7,  10 — 11 Апостол пишет:   „А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь:   жене  не  разводиться с мужем, — если же  разведется, то должна   оставаться безбрачною или примириться с мужем (своим), — и мужу не оставлять жены (своей)".
      Здесь говорится о таком же случае, т. е. когда муж не совершил прелюбодеяния, жена захотела бы развестись или развелась бы по закону иудейскому или римскому из-за какой-либо другой причины.
      Апостол приписывает это повеление Самому Господу. Ясно, что он имеет в виду слова Иисуса Христа: „Всякий разводящийся с женою своею и женящийся на другой — прелюбодействует; и всякий женящийся на разведенной с мужем — прелюбодействует" (Лук.  16,  18)  и „кто разведется с женою своею
(здесь отсутствует страница - админ.)
и муж разведется с ней за ее вину и женится на другой, то он  не прелюбодействует, т. е. не согрешает.
      Далее слова (ст. 9): „и женившийся на разведенной — прелюбодействует" означают, что всякий, кто женится на разведенной за вину прелюбодеяния, — прелюбодействует; и, наоборот, если кто женится на разведенной, но без вины (вина на муже), то он не прелюбодействует, или не согрешает.
      Отсюда ясно, что в случае развода за вину прелюбодеяния одного из супругов виновная сторона лишается права вступить в брак, а невиновная сторона, если вступит в брак с кем-либо другим, не согрешит (не прелюбодействует) . Но это последнее мы выводим, как умозаключение; прямого же разрешения на это нет.
      Если же кто  хочет стоять на высоте нравственного закона Христа, то он может найти для себя совершенно невозможным вступление в брак при таких условиях.
      Развод еще может оказаться для него возможным.   Может случиться, что жена уйдет и станет  жить с другим  мужчиной.  Здесь  возможно,  что жена, по какому-либо закону лютеранскому, попросит у него развод  (по болезни и т. п.) или по русскому — вследствие  перехода в православие,  и  он даст его ей.
      Но если он останется верен Христу, то он должен помнить слова Христа: „Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших" (Марк. 11, 26); и затем: „Если кто видит брата своего (в данном случае муж — жену, сестру в Господе), согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, т. е., согрешающему грехом не к смерти" (1 Иоан. 5, 16).
      Если муж будет молиться с верою, то Бог даст   ему  силы   нести   крест, и заблудшая жена его возвратится.
      Но, само собою разумеется, это относится к тем, кто может вместить это.
      Для немогущих же достигнуть этой высоты остается  право нового брака, но это уже более низкое состояние в духовном отношении.

Возможен ли развод в других случаях, кроме вины прелюбодеяния?

      Об этом ничего не сказано в Свящ. Писании. Ап. Павел разрешает только в виде дозволения, а не повеления (1 Кор. 7, 5), иногда мужу и жене расстаться исключительно по согласию „на время, для упражнения в посте и молитве", а потом они должны быть опять вместе, "чтобы не искушал сатана невоздержаннем"
      Никакие же других, хотя бы отдаленных, указаний на возможность временного разлучения или развода по каким-либо другим причинам в слове Божием не имеется.
      Но тогда как мы, Евангельские христиане, должны относиться к разводу по трем другим  причинам, принятым  в Православной церкви, а  именно:
1)  неспособность к сожитию,  2) присуждение к лишению прав и ссылке и 3) безвестное отсутствие одного из супругов.
      Развод по этим причинам нельзя   считать   основанным   на слове   Божием, в особенности — по второй и третьей из указанных причин.    По второй причине брачное право супруга применено, как средство наказания, что не может согласоваться с учением слова   Божия  о браке.  Преступный сын все-таки остается сыном; преступный муж все-таки должен оставаться мужем. У христианки не может явиться мысли оставить мужа-преступника. Любя его любовью Христовой, она пойдет с ним, куда бы он ни был выслан, чтобы усладить его горькую чашу и, если возможно, — спасти его. Поэтому Евангельские христиане  не могут  признать этой  причины за достаточное основание к разводу.
      Безвестное отсутствие одного из супругов не есть достаточное основание для развода, ибо очень часто бывает, что пропадавший  супруг возвращается даже после законного срока.  Если же жена, на основании  этого  закона, прождав положенный срок, получит развод и выйдет за другого замуж, а муж вернется, то она не может его принять и, таким образом, не сможет исполнить своего долга.
      Посему, если среди Евангельских христиан один из супругов исчезнет и не будет являться в течение многих лет, другой супруг не может считать себя свободным от брака, должен молиться за исчезнувшего супруга и ждать, пока он не явится или пока не будет получено известие, что его нет в живых. Впрочем, в исключительных случаях, по истечении 7 лет исчезновения одного из супругов, когда Церковь имеет убеждение в невероятности его возвращения, она может, под своею ответственностью, разрешить другому супругу вступить в новый брак.
      Что касается неспособности одного из супругов к сожитию, то относительно этого, хотя нет указаний в слове Божием, здесь на место свое должен выступить здравый смысл.
      Христос взывал: „"Кто имеет уши слышать, да слышит!" Но если человек глухой, то мог ли к нему относиться этот возглас? Для законности всякого брака, помимо соблюдения нравственных и юридических условий, — необходимо, чтобы мужчина и женщина имели телесную способность к сожитию. Если этого нет, то не может выполняться поставленная Богом цель для брака — „плодитесь", и потому такой брак недействителен. Мы знаем, когда Ап. Павел нашел людей крещеных без Духа Святого, то он их перекрестил. Здесь аналогия для брака, совершенного при неспособности одной стороны к сожитию. Однако, здесь не может никоим образом разуметься бесплодие жены, так как бесплодие жены никогда нельзя признать за нечто постоянное, ибо и у бесплодных, сверх ожидания, рождаются дети. Здесь не может разуметься и бессилив мужчины, ибо оно может быть временного характера.
      Здесь нужно разуметь такой телесный недостаток, при котором самый акт совокупления делается невозможным.
      Тогда, разумеется, и брак невозможен, и если он совершен нормально, то здесь нужно не разводить, а объявить брак недействительным. Объявление брака недействительным в этом случае является необходимостью, ибо если человек может вести здоровую жизнь вне общения с лицом другого пола, то это невозможно при комбинации, когда живут вместе два лица разных полов, из которых одно — способно к половому сожитию, а другое — нет.
      При таких условиях лицо, способное к сожитию, будет бесплодно распаляться похотью и телесно страдать. Такое лицо, несомненно, должно иметь право на расторжение брака.
      Хотя, впрочем, и здесь, если такое лицо стоит  на  христианской   высоте, оно   может   не  уходить от неспособного, а жить с ним, как брат с сестрой, прося у Бога   силы   переносить   это и быть   полезной   ему в духовном отношении.  Но это была бы жертва со стороны такого лица, на которую нужно иметь особые силы от Бога.

Другие причины развода.

      Причины, признанные законными для развода в протестантских церквах: 1) долговременная болезнь; более пяти лет продолжающаяся, хотя и непроизвольная отлучка одного из супругой, 2) прилипчивая и отвратительная болезнь, 3) сумасшествие, 4) развратная жизнь, 5) жестокое и угрожающее опасностью жизни обхождение и 6) доказанное судебным порядком намерение лишить cyпpyгa или супругу чести, свободы, должности или ремесла.
      Все эти причины не дают права супругу христианину развестись. На все это он должен смотреть, как на крест, а кто не понесет креста своего, тот недостоин Христа. Это — школа терпения для него. Здесь он должен прощать и терпеть; и, оставаясь верным Богу, он победит. Супруг, оставляющий супруга „больного", может сделаться причиною его самоубийства и, зная это, христианин никогда не сделает этого, какою бы болезнью не был болен его супруг или супруга.

Гражданский брак и государственная регистрация брака.

      При чтении вышенаписанного, современные люди должны воскликнуть: „если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться!" (Матф. 19, 10).
      Возможно ли всех заставить нести бремя безразводного брака? В особенности этот вопрос должен занимать государственных людей, законодателей Миллионы народа не могут жить такою высоко-христианской жизнью. Они поддаются страстям и часто не могут выносить тяжелых условий брачной жизни. Если им не дать выхода, то число убийств и других преступлений возрастет до грозных размеров.
      Многие не имеют никакой религии, и если венчаются в церквах, то только по необходимости. Оии совершенно не понимают идеи христианского брака и потому, как же они могут выполнять его условия?
      Такая нить рассуждений вполне правильна, но здесь есть решение.
      Здесь мы приходим к одному пункту из программы отделения Церкви от Государства.
      Необходимо ввести в России, наряду с существующими церковными браками, также государственный или гражданский брак.

     Примечание. Эти строки писались в 1911 г., когда отделение Церкви от Государства и введение государственной регистрации браков казалось неосуществимым. Но уже в то время Евангельские христиане стояли твердо за реформу отделения Церкви от Государства. И теперь, видя эту реформу осуществленною, могут чувствовать себя в этом отношении — удовлетворенными.

      Пусть религиозный брак остается для людей верующих, понимающих его смысл и могущих его исполнять.
      Для людей же ни во что неверующих — пусть существует гражданский брак, совершаемый в государственных учреждениях, без участия духовных лиц.
      Пусть этот брак будет легкоразводимый. Чтобы люди не предпочитали гражданский брак церковному, вследствие его дешевизны, пусть расходы по совершению гражданского брака будут не меньшими, чем при церковном браке.
      При существовании   гражданских   браков   не будет происходить  обидное для верующих людей поругание   брака  при  совершении его над людьми ни во что неверующими; кроме того, он не будет нарушаться вследствие необходимости скорых разводов.  Не будет также происходить насилия над совестью людей.
      Для осуществления этого должна быть введена по всей территории нашей страны регистрация браков, совершаемых гражданским путем.
      Тогда, через некоторое время, получится два брака: 1) один брак христианский, святой, нерасторжимый (за исключением двух случаев); 2) другой — светский, гражданский, удобный для большинства людей, вследствие его легкой расторжимости и пр.
      Если люди не могут жить по закону Христа, то для них остается еще закон Моисея и закон естественный и гражданский.

Могут ли Евангельские христиане признавать гражданские браки?

       Христос и Апостолы предписывают нам признавать законные браки не только христианские, но иудейские и даже языческие. Ясно, что мы можем признавать и браки гражданские, если таковые будут установлены Государством, так же точно, как мы признаем за людьми неверующими право на обед, хотя они принимают пищу без молитвы и веры в Бога.

Условия, необходимые для совершения брака.

      Есть некоторые условия, не упоминаемые в Свящ. Писании, но требуемые Законом, здравым смыслом и соображениями блага брачущихся и подлежащие исполнению. Эти условия следующие:
      1)  Необходимо, чтобы оба супруга были в здравом уме; бракосочетание умалишенных недопустимо не только с точки зрения благоразумия, но и в виду могущего быть потомства.
      2)  Необходимо, чтобы брачущиеся были в законном возрасте; лица мужеского пола должны быть не моложе 18 лет, а женщины — 16 лет; для Закавказья те же сроки соответственно суть 15 и l3.
      3)  Относительно предельного возраста в Законе существует запрещение вступать в брак лицам, имеющим более 80 лет от роду. Из 1 Тим. 5, 14 и 9 можно вывести заключение, что до 60-ти лет считалось неправильным избирать вдовиц; женщины до 60-ти лет должны были выходить замуж, а после 60-ти лет вдовицам оставалось только быть избранными на служение Церкви.
     Едва ли, однако, из этого можно вывести заключение о том, что можно было запрещать браки для лиц свыше 60-ти лет.
      4) Нельзя совершать брака между лицами, находящимися в запрещенных степенях родства или свойства (указанных в Законе).
      5) Нельзя совершать брак, если одно из брачущихся лиц разведено чрез вину прелюбодеяния или его собственную неспособность к сожитию.
      6)  Закон Православной церкви запрещает лицам вступать в 4-ый по счету брак. Но в слове Божием такого ограничения нет.
      Саддукеи говорили Иисусу о женщине, имевшей семь мужей (Марк. 12, 22), и Господь не сказал ничего о том, чтобы в этом было что-нибудь особенно плохое, раз мужья ее умирали естественной смертью.
      Вообще, если случится, что кто-либо потеряет трех супругов подряд, вследствие их естественной смерти, и пожелает вступить, в четвертый брак, то мы не можем запрещать такого брака, если только нет для сего каких-либо особых причин.                                                                                                               1
      7)   Есть один вопрос, довольно щекотливого свойства - разница возрастов.
      Можно ли, например, венчать 60-летнего мужчину с 18-летней девушкой?
      Никакие законы таких неравных браков не запрещают. В Свящ. Писании нет никаких указаний на то, чтобы такие браки запрещались.
      Но все-таки сама природа показывает на огромное несоответствие в таких возрастах. Прежде, чем соглашаться венчать таких лиц, их следует серьезно увещевать. Если, однако, обе стороны окажутся твердыми в своем решении, то бракосочетание должно быть совершено.
      8) Можно ли совершать бракосочетание двух лиц, уже имевших сожитие раньше? Закон разрешает венчать таких лиц и даже признает их детей законными. Евангельские христиане могут делать это не ранее, как убедившись, что оба сожительствовавшие раскаялись.

Обряд бракосочетания.

      Что касается обряда бракосочетания, то ясных указаний в слове Божием мы не имеем. Но на основании примера брака прародителей, этот обряд должен заключать в себе следующие правила:
      1)  чтобы жених и невеста подошли друг к другу (Быт. 2, 22); лучше, если жених дожидает невесту на месте бракосочетания;
      2)  должно быть сказано о значении жены для мужа и обратно (Быт. 2, 23), и об их обязанностях.  Должно быть слово наставления;
      3)  в виду того, что Бог дал жену Адаму   после   того,   как  тот получил желание иметь себе подобного помощника, - так и теперь необходимо удостовериться, по собственному ли желанию вступают в брак  брачущиеся;
      4)   должно быть благословение Божие (Быт. 1, 28); для сего необходимы молитвы,   как жениха и невесты, так и членов  Церкви  или  руководящего;
      5)  в некоторых церквах, вслед за моментом молитвы или перед нею, возлагается покрывало на голову брачущейся. Это делается в знак того, что девица сделалась женою.
      Это совершается на основании 1 Кор. 11 гл., где Ап. Павел говорит о том, что жена, молящаяся или пророчествующая в Церкви, должна покрывать свою голову, иначе она постыжает ее. Очевидно, что в то время некоторые женщины стали подражать языческим пророчицам и открывали свои головы. Вот  их то он предупреждает от того разными доказательствами.
      Что жена должна покрывать свою голову, этому учит сама природа, которая наделила женщину длинными волосами, как покрывалом, а мужчину — короткими (ст. 15).
      Но кроме того, есть и другая причина.
      Женщина в присутствии мужа должна помнить, что муж есть „образ и слава Божия", а жена — "слава мужа" (1 Кор. 11, 7). Но как ангелы закрывают лицо пред Богом Саваофом (Ис. 6, 2), так и жены должны носить знак власти для ангелов или, как сказано в греческом тексте, — „власть для ангелов", т. е. покрывать голову.
      Поэтому, с того момента, как девушка объявлена женою, она должна молиться в собрании с покрытою головою.
      При бракосочетании может быть пение, но, вообще говоря, слово Божие не указывает никакого определенного обряда. Единственно необходимое условие, это — благословение Божие на брачущихся, испрашиваемое присутствующими, т. е. брачущимися и Церковью.

__________

 
« Пред.   След. »